36 просмотров

«Как долго я тебя искала…». Документальный фильм к юбилею Веры Алентовой

Вера Алентова не опустила руки, не замкнулась в себе после смерти Владимира Меньшова. Она вместе с дочерью Юлией взяла на себя дела мужа, которые тот не успел завершить при жизни: студентов его мастерской во ВГИКе и книгу-автобиографию, которую он не успел дописать. А еще она участвует в антрепризах и готовит премьеру спектакля в Театре им. Пушкина к своему юбилею.

О чем она думает и вспоминает, когда едет на спектакль и возвращается домой по ночной Москве? Как она переживает то, что возвращается каждый день в квартиру на Тверской, где никого нет? Как помогают репетиции и экзамены во ВГИКе проживать этот сложный период ее жизни? Обо всем этом – откровенный разговор в фильме.

Володя Меньшов, шахтер из Воркуты, встретил Веру в Школе-студии МХАТ. Он, упрямый и талантливый, поступил туда с четвертого раза. Учеба на актерском факультете давалась тяжело, несколько раз его хотели отчислить. Вера его вдохновляла, помогла не отчаяться. Сейчас она говорит о том, что они были диаметрально разными, категорически разными – но были вместе.

Вскоре после того, как родилась Юля, Алентова и Меньшов расстались. Правда, это продолжалось недолго.

Вера Алентова: «Мы поняли, что наша любовь, та горячая любовь, которая вспыхнула между нами в молодости, никуда не делась. Маленький ребенок, бытовые трудности… И любовь просто устала. Притаилась и ждала в уголочке».

В фильмографии Веры Алентовой, особенно по нынешним меркам, ролей немного. И самые крупные, запоминающиеся — в фильмах мужа. Роль Кати Тихомировой из знаменитой картины «Москва слезам не верит» – счастливый случай, судьба. Меньшову почти никто не верил, что из этой истории может получиться достойное кино. От главной роли отказались Ирина Купченко и Маргарита Терехова. И он совсем не хотел снимать жену. Потому что знал, что все будут говорить: ну понятно, «по блату». Но рискнул! А потом будет «Оскар», мировая победа – не вскружившая голову ни ему, ни ей.

Меньшов и Алентова вообще очень похожи в своем отношении к работе. Она, почти всю свою жизнь посвятившая Театру им. Пушкина, никогда не снималась в кино ради того, чтобы только сниматься, чтобы не забыли. А он, оскароносный режиссер, вообще снял всего лишь пять игровых картин.

После разрыва, а потом возвращения Вера Алентова никогда уже не расставалась с мужем. Одинаково строго и иногда жестко воспитывали единственную дочь. Когда трехлетняя Юля вдруг почему-то захотела уйти из дома и жить без родителей, мама собрала ее игрушки в чемоданчик и сказала: «Скатертью дорога». Когда уже взрослая дочь вышла на сцену МХАТа, Вера Валентиновна сказала: «Мне ничего не нравится, ты можешь лучше». Мама и папа стали первыми, кто поддержал Юлю и ее мужа Игоря, когда те повторили их личную историю — расстались. Игорь приходил к Вере Валентиновне, и она кормила его супом. А дочери говорила: «Замуж надо выходить только один раз в жизни». И Игорь вернулся к Юле, а Юля вернулась к Игорю.

Любовь переплавила все плохое в хорошее. О том, как родители любят друг друга, дочь Юля рассказала в своем спектакле «Любовь. Письма» на сцене театра им. Пушкина. Она стала режиссером спектакля, а мама и папа — исполнителями главных ролей. Это история о том, как мужчина и женщина с самого детства писали письма друг другу – о любви. Репетиции были сложными. Меньшов был часто недоволен режиссером Меньшовой, уходил с репетиций, хлопая дверью. Но результат был потрясающим — зритель полюбил этот спектакль, где Меньшов и Алентова рассказали о большой любви.

В их квартире на Тверской все напоминает о нем. Сразу в прихожей, на вешалке, висит его кепка и его пальто. И тут вопрос «что такое любовь» просто не нужен.

Обновлено: 20.02.2022 — 02:30